от 0 до 1 годика
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-06-13 15:58:32
Ребенок рождается и живет в мире человеческих предметов и отношении. В них зафиксирован опыт общественной практики, и развитие малыша есть процесс овладения этим опытом.
Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Вот некоторые из них:
• Детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы. Год жизни в младенчестве не равен году в отрочестве.
• Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее своей собственной, отличной психикой.
• Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
По Л.С. Выготскому, движущей силой развития является обучение, но оно не заменяет развития. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, — когда оно идет впереди развития».
Кризис новорожденности
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, ведь у него нет ни одной сложившейся формы поведения, все они развиваются уже при жизни. В этот период катастрофически меняются условия жизни, малыш появляется в мире, в котором он не ориентируется, к тому же он совершенно беспомощен физиологически. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития: рядом есть родители, которые учат его.
Любопытно, что природа как бы заставляет нас относиться к новорожденному с чувством жалости. Вот как представляется это явление Жан-Жаку Руссо (1712-1778): «Существует ли более слабое, более зависимое от окружающей среды создание, более нуждающееся в сочувствии, любви и защите, чем ребенок? Не кажется ли нам, что первые звуки, которыми его оделила природа: плач и жалобы — появляются для того, чтобы придать ему трогательную нежность, которая у всякого, кто приближается к нему, вызывает потребность оказать ему помощь».
Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания — со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденное — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления — это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку он является попыткой воздействовать на взрослого.
Похожие темы
Питание малышей | Мама и малыш | 2008-06-13 |